Владивосток
Согласно древним китайским источникам, берега около места нынешнего расположения Владивостока, были густо населены. На картах эпохи династии Юань (1271—1368) в месте, приблизительно соответствующем Владивостоку, находился город Юнминчэн (永明城 [Yungmíngchéng], что можно перевести как «город вечного света»). Это подтверждается многими археологическими находками. Согласно древнекитайским летописям, эта территория обезлюдела из-за войн между Китаем и Кореей. Нерчинский договор 1689 года закреплял территорию, занимаемую сегодня всем Приморским краем, за Китаем. Территория отошла к России лишь после подписания в 1858 году Айгунского договора.Залив Петра Великого, на побережье которого находится сейчас Владивосток, стал известен в Европе только в 1852 благодаря французскому китобою, случайно совершившему зимовку в бухте Посьет. По некоторым сведениям, этот же китолов в 1851 посетил и бухту Золотой Рог.
В 1856 судно «Винчестер» из состава англо-французской эскадры, искавшей Российскую эскадру во время Крымской войны, посетило бухту Золотой Рог. В то время бухта имела лишь китайское название, в переводе означавшее «бухта трепанга». Англичане дали ей своё название — Порт Мэй.
В 1859 генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв-Амурский, обходя на корабле берега залива Петра Великого, обратил особое внимание на хорошо укрытую бухту. Она напоминала бухту Золотой Рог в Константинополе, и генерал-губернатор предложил назвать её так же, а на берегах бухты приказал основать военный пост, который он же поименовал Владивостоком. Название сформировано по модели появившегося в конце XVIII века названия крепости Владикавказ от слов «владеть» и «Восток».
Одна из улиц Владивостока в 1910-ых годах.20 июня (2 июля по новому стилю) 1860 военный транспорт «Маньчжур» под командованием капитан-лейтенанта Алексея Карловича Шефнера основал военный пост, который теперь уже официально был назван Владивостоком. В вахтенном журнале «Маньчжура» об этом событии была сделана следующая запись: «Сего числа отправлено на берег — один обер-офицер, 2 унтер-офицера и 37 человек рядовых 4-го линейного батальона для занятия поста». Солдаты и матросы под командованием прапорщика Комарова приступили к постройке поста.
Через месяц после первой высадки на берег в бухту Золотой Рог пришёл винтовой корвет «Гридень» под командованием капитан-лейтенанта Г. Х. Эгершельда. Корвету была поставлена задача нести охрану поста Владивосток и обеспечивать гарнизон необходимыми припасами.
Уссурийская железная дорогаВ 1862 военный пост был переименован в порт, а для увеличения объёмов внешней торговли ему был присвоен статус Свободного Порта (Порто Франко).
Первый ребёнок родился во Владивостоке в 1863 году.
В 1871 во Владивосток была переведена (из Николаевска-на-Амуре) главная база Сибирской военной флотилии, резиденция военного губернатора и прочие морские учреждения. В том же году подводный телеграфный кабель связал Владивосток с Шанхаем и Нагасаки.
Постоянная пароходная линия связала Владивосток с Санкт-Петербургом и Одессой в 1879.
В 1880 Владивосток (с полуостровом Муравьёв-Амурский и островом Русский) был выделен в особое «военное губернаторство» и получил статус города.
16 марта 1883 года Александр III утвердил первый герб города.
В 1888 Владивосток становится центром Приморской области.
В 1893 открылось железнодорожное движение между Владивостоком и Никольском (Уссурийск), в 1897 году была построена железная дорога Хабаровск — Владивосток, а в 1903 открылось прямое железнодорожное сообщение с Москвой по Транссибирской магистрали.
В 1890-х гг. Владивосток постепенно превращался в место сосредоточения русской культуры на Дальнем Востоке. Владивосток был организационным центром экспедиций российских путешественников и учёных Н. М. Пржевальского, С. О. Макарова, В. К. Арсеньева, В. Л. Комарова (впоследствии президента Академии наук СССР) и др. В 1899 во Владивостоке открыт Восточный институт.
На китайском языке Владивосток известен под именем 海参崴 (произносится «хайшэньвэй» или «хайшэньвай»), что в переводе означает «город у залива трепанга».
После установления советской власти в 1917 в городе неоднократно менялись правительства, высаживались военные десанты японских, британских, французских и американских интервентов.
В 1920—1922 Владивосток — в составе Дальневосточной Республики, с 1922 в составе РСФСР.
С 1938 — центр Приморского края.
За годы советской власти Владивосток неоднократно посещали руководители страны:
Дважды город посещал Никита Сергеевич Хрущёв:
в 1954 году, после поездки в Китай на празднование 10-летия КНР,
в 1959, после посещения Америки и Китая. Тогда же в 1959 Хрущёв выдвинул лозунг сделать Владивосток городом лучшим, чем Сан-Франциско. Итогом этого визита стало бурное жилищное строительство 60-х годов, известное в народе как «Большой Владивосток».
Три визита нанёс и Леонид Ильич Брежнев
в 1966 году, для вручения ордена Ленина Приморскому краю
в 1974 — для встречи с президентом США Джеральдом Фордом (с целью подписания документов по договору об ОСВ-2)
в 1978 году в связи с поездкой по городам Сибири и Дальнего Востока.
Вид Владивостока и навершие ростральной колонны установленной на въезде в город на лицевой стороне банкноты образца 1995 года ЦБ России, которая была выведена из обращения 1 января 1998 в связи с деноминацией.Став в 1958 году морской базой советского флота, Владивосток в течение 30 лет был закрыт для иностранцев, единственным исключением был визит американского президента Джеральда Форда и сопровождавших его лиц.
20 сентября 1991 года президентом РСФСР Борисом Ельциным был подписан указ № 123, «Об открытии г. Владивостока для посещения иностранными гражданами», с вступлением которого в силу c 1 января 1992 Владивосток перестал быть закрытым городом.
30 марта 2005 на заседании законодательного собрания Приморского края принят законопроект «О статусе города Владивостока — административного центра Приморского края». Губернатор Приморского края Сергей Дарькин, однако, отклонил законопроект.
Законопроект предусматривал финансовую компенсацию затрат Владивостока по выполнению функций административного центра края (расходы на проведение краевых и федеральных мероприятий, охрану памятников, содержание, строительство дорог и других столичных функций). В первую очередь планировалось обновить фасады старых домов в центре города, а также отремонтировать дороги и набережные, которые сейчас находятся в аварийном состоянии.
Владивосток всегда являлся административным центром Приморского края. Однако статуса приморской столицы не имел никогда, хотя городская администрация к этому очень стремилась. Краевая администрация столь же упорно противостояла желанию отцов города получить особый статус.
Фотогалерея "Владивосток":